Уроки нашего времени

Опубликовано: 7.01.2014 / Автор: / Категория: Общество и культура / Отзывов: 46

 

Здравствуйте! Давно не писал, не высказывался, простите. Без слов, без мыслей об Учителе – как без воздуха. Хотя порой привыкаешь как-то, дела увлекают, суета напрягает. Но стоит вынырнуть на немного, и всем организмом ощущаешь эту пустоту…

В последнее время, как молитву повторяю: главное – спокойствие и терпение, спокойствие и терпение… Ведь знаю, знаю же – всё в надежных руках, в Его руках! Но неприкрытая ложь массмедиа, накал страстей, беспорядки на улицах, терракты мало кого оставляют равнодушным. «Ибо время близко»… Раньше мы часто повторяли эту фразу Святого Иоанна. И хоть никто не знает сроков, но, похоже, что сегодня мы в этом времени живем.

Вначале, череду нашего относительного спокойствия нарушило очередное ток-шоу «Прямой эфир» по каналу «Россия 1». Мало того, что ребята обманывают свою доверчивую многомиллионную аудиторию, поскольку передача, как оказалось, вовсе не идет в прямом эфире. Так они ещё отснятый материал режут и монтируют под таким углом, чтобы напрочь выхолостить и даже кардинально изменить суть происходившего в студии.

Не успели улечься страсти от этого телешока, новое потрясение – очередная революция на Украине. Для меня эти два события почему-то оказались в одной упряжке.

Хорошо известно, что различные интерпретации понимания единого Бога служат благодатной основой для большинства культурно-религиозных конфликтов. И несмотря на фундаментальную заповедь «Не убий!», уже две тысячи лет адепты тех или иных течений в священном гневе истово истребляют друг друга: жгут на кострах, распинают, расстреливают, топят, пытают, требуют отречения, причем зачастую прилюдно, чтобы другим неповадно было. А как же? Причем тут «не убий», если речь идет о святом деле – уничтожении и искоренении инакомыслия?!

Безусловно, для стороннего думающего наблюдателя приход Учителя внес еще большую путаницу в понимание единого Бога. Поэтому наставить на путь истинный «заблудшихся» овец или, в крайнем случае, принести их в жертву – задача архиважная. Вот и топчут, распинают… Пока словом, конечно, но нервно сжаты кулаки в карманах, да и «бронепоезд стоит на запасном пути». А у некоторых елейных священнослужителей так и скачут «кровавые мальчики в глазах», выдавая неистребимое желание поджарить тебя на медленном огне.

Даже внутри нашего довольного молодого и незрелого в исторических масштабах движения различные интерпретации Идеи Учителя стали основой вражды, или, по крайней мере, глубокой неприязни между целым рядом групп последователей, что, безусловно, на руку телевизионщикам, которые как пироги на привокзальном рынке одну за одной пекут передачи сомнительного толка. Для телевидения важны рейтинги – они «привораживают» деньги. А сами рейтинги обеспечиваются с помощью конфликтов, потасовок, жаренных фактов и гнусных новостей.

Хотя на мой взгляд, эти глобальные и локальные конфронтации служат лишним доказательством грядущему тысячелетнему царству Христову. Только Сын Человеческий, Бог в теле, то есть личность, наделенная властью свыше, может раз и навсегда расставить точки над «i», выбить из-под ног интерпретаторов благодатную почву для их измышлений. Только такая Личность за достаточно продолжительный промежуток времени сможет, победив смерть, привести людей к единому мировоззрению, к понятию единого Бога, к сознанию, к дружбе и любви.

А сегодня самое страшное, как утверждал писатель Горенштейн, это «дикари с букварем». Именно из них формируется инквизиция. Они не только ярче других пылают «праведным гневом», но и готовы к расправе, готовы к действию. Они не комплексуют и не раздумывают, не рефлексируют, не сомневаются и не останавливаются ни перед чем. У них ясный ум, холодное сердце и твердая рука. Они книжники и буквоеды, они сторожевые псы устоявшихся взглядов, старых укладов, а по сути – заложники системы, ее защитный механизм. Ведь любая система стремится сохранять равновесие и спокойствие. А каждое новое течение, каждый новый всплеск – есть повод для беспокойства. Вот и старается небезызвестный клирик Слюсаренко. Умело жонглируя цитатами из тетрадей Учителя, он уводит свою паству от понимания сути Идеи Порфирия Иванова.

Вольтеру приписывают высказывание, которое якобы положено в основу демократии: «Я ненавижу ваши мысли, но готов умереть за то, чтобы вы имели право их высказать». Однажды Андрей Кончаловский предельно точно переформулировал этот афоризм на славянский лад: «Я ненавижу ваши мысли и готов убить вас, чтобы вы никогда не смогли их озвучить».

Впрочем, многих из нас убивать даже словами пока незачем, поскольку мало кто вообще хоть что-то говорит.

«Эта вера по привычке – одно из наиболее печальных и вредных явлений нашей жизни. В области этой веры как в тени каменной стены, все новое растет медленно, искаженно, вырастает худосочным. В этой темной вере слишком мало лучей любви, слишком много обиды, озлобления и зависти, всегда дружной с ненавистью. Огонь этой веры – фосфорический блеск гниения».
М. Горький, «Мои университеты».

Ничего не напоминает? По-моему калька с сегодняшнего дня. Характерная черта, присущая многим церквам, в том числе и нашему движению. Раньше мы часто замечали, что за каких-то несколько десятилетий со дня ухода телом Порфирия Иванова, наше движение прошло весь путь, свойственный мировым религиям. Вот мы и прыгнули из детства в старость, в сезон болотного гниения. Ибо болото там, где нет новых дел, прихода новых людей, где есть безразличие и безграничная уверенность в собственной правоте и непогрешимости. Именно из-за этого гниения религиозных социальных институтов и групп (официальных и не очень) рождается процесс вечного богоискательства одаренной молодёжи, которая в конечном итоге находит активный религиозный суррогат, где под прикрытием библейских истин, хорошо налажен сетевой бизнес.

Уверен, любой человек в разные периоды своей жизни переживает состояние этого болота. И для того чтобы из него выбраться, нужно желание, усилие, просьба к Богу, подтвержденная твоими делами. Безусловно, в таком болоте комфортно и уютно. Все расставлено по полочкам, все лежит на своих местах: портрет Учителя или икона – в красном уголке, мы ежедневно молимся, просим, псалмы поём. Но все равно, как будто чего-то очень важного не хватает. Как будто форма есть, а содержание отсутствует.

Говорят, вера человеку дается с детства. Но это не как умение дышать и ходить. В пубертатном возрасте туман чудес рассеивается, добрый Дед Мороз оказывается пьющим соседом по лестничной площадке и разочарованный подросток обретает «взрослые» повадки примата согласно Дарвину: человек человеку волк и чтобы выжить, надо уметь «вертеться». Выходит, веру нужно подпитывать каждый день, каждое мгновение каким-то своим собственным микропоступком.

Несомненно, «время близко»… Ярких дел практически нет, а прессинг со стороны официальной религии усиливается. Вроде бы и живем неплохо, а недовольство масс растет. Любопытно, что практически за последние полтысячи лет начало каждого века у нас всегда отмечается народными волнениями: Полтавская битва, Отечественная война с Наполеоном, Октябрьская революция. Видимо готов для нас очередной урок, видимо, действительно «на носу» Приход Нового Человека. И тоскуем мы уже по сильной руке и порядку, и призывы восстановить утраченную Страну звучат с новой силой – «…зверь был ранен, но рана исцеляется». А парадокс как раз и заключается в том, что личность Богочеловека можно заметить лишь в гонениях. Но это всё наблюдения и догадки… Тем не менее, из всех нынешних событий можно извлечь ряд очень полезных уроков.

Урок первый. Любви меж нами нет. Даже зачатков, даже зародыша. Каждый слышит только себя, и даже не пытается понять и услышать другого. Почему-то некоторые это называют зрелостью взглядов. А на мой взгляд, мы из детского возраста, минуя взрослость, сразу впали в старческий маразм. Как пел бард Леонид Сергеев: «Трехколесный со звонком детство, трехколесный со звонком – старость». Ездить и звонить научились, слышать – нет.

Урок второй. У Учителя есть истинное, вселенское: «Своё ставь, а другому не мешай… А за Мной кто станет, тот станет». И это на все века, это мерило всему. Но мы постоянно пытаемся кого-то подловить, уличить, уколоть, научить, развернуть…

Ненавижу телевидение. Как уже отмечал, в основе любой телепередачи, и в частности ток-шоу должен лежать конфликт. Так этому учат сценаристов. Умно выстроенный конфликт позволяет инвесторам не только вернуть потраченные деньги, но и хорошо заработать. Хороший конфликт заставляет зрителя глотать валидол, в прединфарктном состоянии вызывать скорую, но не переключать канал. А в глобальном плане, умный конфликт разделяет людей, не даёт им докопаться до истины. А кто же так заинтересован разделить людей? Очень мудрые мысли по этому поводу есть у Петра Мамонова.

Вывод: не участвовать? Не знаю… Хотя бы других не задевать, не пытаться их уколоть. Правда не нуждается ни в защите, ни в доказательствах, ни в оправданиях. Но она должна звучать. Когда-то Достоевский сказал: «Если бы мне пришлось выбирать между истиной и Христом, я бы выбрал Христа». Важен путь! Пусть каждый сам отвечает за то, куда дойдёт. За собой следует смотреть, а не других поучать.

Урок третий. Пресловутая притча о талантах. Почему, скажем, нельзя прийти к вере путем доказательств? Потому как в этом деле нужно усилие не ума, и не тела, а души и сердца. И эта «добавочная стоимость» формируется только в тебе. Умом ее осоздать невозможно, более того, развитой мозг зачастую мешает обрести её (яркий пример тому — Владимир Набоков). А у Учителя на этот счет также есть отличный критерий и правило: «Деточка, а мне вера твоя не нужна, мне нужно, чтобы ты делал».

Ведь каждый из нас заложник своего времени, своей системы воспитания. Начинаешь изучать труды Учителя, и действительно: и читать поначалу трудно, и писано неграмотно, и много логических несуразностей, исторических неточностей. И пророчества некоторые его не исполнились в срок. И червячок сомнений – хрусть-хрусть – и выедает мозг. А может, ты действительно заблудшая овца? Может, следует опомниться пока не поздно? Но оглянешься назад: от скольких болезней и неприятностей Он тебя спас, От скольких глупостей уберег! Возьмешь в руки ведро воды – и айда на улицу. Не может быть не от Бога человек, который научил тебя столь искренне обращаться к Богу, который учит тебя столь бескорыстно любить Его и людей. И все сомнения твои как водой смыло. Это и есть сам Бог, ибо не было еще в Истории такого человека.

А человеческие сомнения по Боговой истории всегда бок о бок с правдой идут: было Непорочное зачатие или не было? Было Воскрешение или нет? Есть ли Жизнь вечная? Кто родился на Бугре? Где этот Мальчик, ведь уже 2014 на календаре? Только обретя «талант», то есть, этот «довесок», «пятый элемент», «добавочную стоимость» — можно ответить на данные вопросы. И только самому себе!

Урок четвертый. По одиночке мы никто… Однажды Валентина Леонтьевна назвала одного из лидеров нынешних течений вором: мол, Идею Учителя взял и под себя подстроил. А на следующий день, прилюдно на коленях прощение у него попросила. Я еще подумал тогда, зачем же она так унижается? В желании быть «хорошенькой» ее не уличишь, да и формально, для галочки закона, она никогда не относилась к заповедям Учителя. Значит, этот поступок был выстрадан, выношен. Это не то прощение, когда говоришь: «Ладно, прости», а сам держишь дулю в кармане.

Сейчас говорят, мол, все основные разделения в нашем движении произошли еще при Валентине. Да, это так. Разделения наметились, но конфронтации не было. И сегодня как никогда это ощущаешь – поодиночке мы никто, и надо искать не то, что нас разъединяет, а то, что сплачивает.

Учитель с людьми

Учитель с людьми

Но, к сожалению, нынешнее разделение людей – общепланетарное явление. Ведь мало кто понимает: то, что сегодня происходит в центре Киева, это не только и не столько борьба за Украину между Россией и Европой с Америкой, не столько борьба с беззаконием существующей власти, сколько столкновение двух культур, а по сути – двух религий, определяющих их: терпеливого, пофигистического, православного Востока (в прошлом глубоко промышленного, а значит, склонного к коллективному сознанию), и темпераментного, окатоличенного, пассионарного Запада, с ярко выраженным индивидуалистским началом (обусловленным все той же геополитикой).

Очень сложно себе представить истинного православного человека, который будет распевать песни на евромайдане, размахивая флагами объединенной Европы. Еще сложнее мне понять человека, занимающегося по системе Иванова и жаждущего слияния с Европой. Поскольку сложно представить, что Украина, с которой волею судеб был тесно связан Учитель, сможет когда-нибудь стать частью Евросоюза. Если и станет, то очень ненадолго. И дело здесь вовсе не в политике, или в экономике. Все дело в людях, в их ментальности. Когда-то Природа не пустила Учителя в соседнюю Польшу, закрыла дорогу в Германию.

Я часто задумываюсь над тем, а почему именно к славянам пришел Учитель? Почему не пришел к иудеям, к католикам или к протестантам? Почему идеи о социальном равенстве и справедливости, рожденные в еврейских умах протестантско-католической Германии нашли воплощение именно в славянском мире? Значит, что-то важное и очень хорошее в нас заложено – зуд духа, вселенской идеи. А еще, конечно, – это наше отношение к закону. Православный мир к закону всегда относился довольно формально, без особого пиетета, халатно, небрежно. Иван – дурак, а дуракам закон не писан. Возможно потому, что наш человек постоянно грешит, он столь истов в вере и в раскаяньи, столь искренне жаждет прощения. И всё же наши люди в массе своей, несмотря на все свои отрицательные качества, способны увидеть суть. Здесь легче посеять идею – чистую и бескорыстную. Здесь легче закон прописать в сердце. Все должно было вызреть на этой территории. Да, в трудных, и порой нечеловеческих условиях, но есть в этих людях та способность обрести этот пресловутый довесок, который отличает двуногое существо с айфоном, жаждущее комфорта, от Человека с большой буквы. Для этого и пришёл Учитель.

В степи!

В степи!

комментариев 46

  • Ты прав, Сергей. Это, действительно, стриптиз. Вопрос не в твоих отношениях с близкими, а в ТЕБЕ. Но ты этого то ли не понимаешь, то ли умышленно все с ног на голову переворачиваешь. Я уже когда-то говорила, что терпеть не могу либерализм. И третьей стороны не признаю, т.к. ее нет. Не может быть человек наполовину хорошим, наполовину честным, наполовину верующим. Ты это состояние упорно маскируешь под «и хорошее нашел из плохого, что прошел». Но плохое у Учителя — это тюрьмы, психушки, непонимание людей и прочие условия. А не свои грешки. В Истории Паршек написано про опыт греха. Никакой пользы человек из него не извлекает. Единственный выход — это чистосердечное раскаяние и исправление ошибок. А не стриптиз души. Кому он нужен? А тебя послушать, так все как раз наоборот. Не понимаю, то ли глаз у тебя замылился, то ли, повторяюсь, ты это делаешь умышленно. У Бога да — это да, нет — это нет. ВСЁ!
    Вобщем, продолжать разговор не вижу смысла. Хочу только напоследок и тебе и Ивану сказать одну вещь: судьи приговор выносят. Поищите, может, найдете.

  • Надя, наверное я совершенно тупой, ну прости, просто тормоз какой-то. Что я переворачиваю? По отношению к чему или к кому я проявляю либерализм? Объясни, пожалуйста. О какой такой третьей стороне идёт разговор? Как ты определяешь, кто как раскаивается — чистосердечно или не чистосердечно? Как кто верит — наполовину или целиком? Говорит полную правду — или полуложь? Или ты можешь сказать, как другому исправить ошибки?

    Разговор, действительно, продолжать совершенно бессмысленно, причем очень давно. Если бы ты внимательно читала, я по ходу беседы задавал множество вопросов, но ни на один из-них не получил ответ от тебя. Опять все та же знакомая черта ведения разговора — уход от темы и обвинение.

    Опять-таки, причём здесь к нашему конкретному разговору «опыт греха»? Я не поленился, нашёл это место в Истории Паршека — это не слова Учителя, хотя слова правильные. Только искренняя просьба к Богу помогает усмирить тело, но для этого должна быть великая вера, но вот кто может измерить её у другого? И не через наши ли иногда совершенно глупые поступки она обретается?

    А про «судей, которые приговор выносят» я вообще, признаюсь, ничего и не понял и не нашел ничего. Впрочем, я тупой, мне простительно, у меня, очевидно, совершенно глаза замылились.

  • На Ваши слова , Надежда «Хочу только напоследок и тебе и Ивану сказать одну вещь: судьи приговор выносят. Поищите, может, найдете.»

    У Евангелиста Луки слова Иисуса Христа о суде переданы “Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете” (Лука 6,37). В качестве пояснения того, почему человек не должен судить (в смысле осуждать) других людей, ясно указано на наличие закона воздаяния Божьего за поступки людей. Судить ближнего в смысле сплетничать, злословить, обвинять и изобличать нельзя потому, чтобы и с вами не поступали также. “Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Матф. 7:12).
    Как видим, обличение и злословие в этих словах представлено в качестве поступка, за который человек будет нести ответственность перед Богом, и получит наказание по закону воздаяния Божьего. Для того, чтобы избежать карающего воздаяния Божьего, Иисус Христос советует: “Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены”, указывая на то, что судить людей должен не человек, а Господь.

  • Говорят, что люди, которые решили жить вместе, обычно переживают три фазы развития: а) влюбленность; б) выяснение отношений кто в доме хозяин, кто прав, кто виноват; в) покаяние, уважение и смирение. У людей эти фазы протекают по-своему, зависит от характеров, темпераментов, воспитания, целей и ценностей.

    Ребята, я всем Вам хочу сказать совершеннейшее, чистосердечнейшее и искреннейшее спасибо за весь наш разговор, и пожалуй, в первую очередь, Вите — это без всякой дули в кармане, поверьте, хотя он безусловный глупец и мерзавец, поскольку затеял это ток-шоу, так сказать, в публичном эфире. Простите, за злословие и эмоции. Я, действительно, огромную пользу извлек из всего. Какую? Не поверите! Сам себе удивляюсь: во мне вдруг внезапно исчезла злость…. Ну просто вся — до искринки, до капельки…

    Злость на Свету, что она не такая, как себе насочинял… Злость на себя, что совершил в жизни столько идиотских поступков и ошибок, и что самое противное, многие из них, уже зная Учителя…. Злость на Витю и иже с ним, они ведь из добрых побуждений…

    Позвонил Свете, долго говорили… Конечно, она до сих пор обижается на меня, хотя, и утверждает, что нет. В очередной раз попросил прощения… В тот год ей много пришлось пережить: у Даньки обнаружили синдром, потом смерть бабушки, отца… А потом и я ударил в спину, обрушил свою «правду» — нелюбовь, квартирные разборки, баснословные долги-кредиты, разъезд. Я по-прежнему считаю, что разъезд на тот момент был для всех нас спасением, но безусловно, он должен был состояться без злости и сопутствующей «правды»… Хотя, возможно, без них я не способен был бы на этот «поступок», надо было себя «подогревать», но я не оправдываюсь и вины с себя не снимаю…

    Но если вы, действительно, считаете, что кто-то из нас белый и пушистый, а кто-то черный и подлый, значит либо а) не знаете всей правды, либо б) сознательно закрываете на неё глаза… Я больше не собираюсь никого ни в чем переубеждать, поскольку дело это неблагодарное и неблагородное. Но и в том, и в другом случае я искренне желаю, чтобы вы никогда в жизни не оказались в подобной ситуации и не стали перед таким выбором…

    Осуждение всегда ведет к непониманию и порождает злость. А я глубоко убежден, что именно без этой злости, возникающей из тления наших «правд» — в частности, моей и Светиной (в которой сам «противоположник» ногу сломает, особенно, если кто-то извне будет их подогревать), только и возможно войти в фазу в) — покаяния, уважения и смирения. И через любовь к Богу прийти к любви к ближнему.

    Поэтому спасибо вам, друзья…

  • Счастья тебе, Сергей, здоровья, семейного благополучия, семейной любви и всего самого доброго и светлого!

    P.S. Я очень не белая и очень не пушистая. И жизнь, что называется, в асфальт закатывала. Но рядом со мной всегда были строгие и бескомпромиссные друзья, на которых я порой ужасно злилась, потому что хотелось, чтобы у них для меня слюнявчики были. А теперь им бесконечно благодарна. Прости, что пришлось сделать больно. Но я не верю тем, кто льет елей на гнойник тогда, когда нужен скальпель.

  • *меня в асфальт закатывала.

Добавить видео-комментарий